Бытовые микробы: друзья или враги?

16 ноября 2017

Количество микробов, обитающих в наших жилых помещениях, может стать для многих неожиданностью. Но главный вопрос: вредны ли они для нашего здоровья?

Когда речь идет о микроорганизмах в нашей среде обитания, мы постоянно контактируем с антибактериальными и противовирусными мылами, чистящими средствами, понимая, что должны держать наши дома в чистоте для борьбы со смертельно опасными микроорганизмами. С другой стороны, микроорганизмы всегда присутствуют в нашей среде и в наших телах, и многие из них, как известно, полезны или даже необходимы для нашего здоровья. Однако, некоторые из них являются патогенами и иногда могут даже убить нас.

Какие микробы прячутся в наших домах?

Ученые из NSF International, которая базируется в Анн-Арборе, штат Мичиган, проверили 22 домашних хозяйства в Юго-Восточном Мичигане. Они обнаружили, что в посудомоечных губках содержится наибольшее количество микроорганизмов, за которыми следуют щетинки зубной щетки, чаши для домашних животных, кухонные раковины, кофейные резервуары, кухонные столешницы, ручки для печей, игрушки для домашних животных и сиденья для туалета.

Авторы исследования обнаружили дрожжи и плесени, бактерии семейства coli (включая Escherichia coli) и Staphylococcus aureus на многих тестируемых поверхностях.

Чтобы оценить микробное разнообразие в домашней пыли, команда ученых, которой руководил Иордан Пеккия, профессор химической и экологической инженерии Йельского университета в Нью-Хейвене, изучил образцы из 198 домов в штате Коннектикут и Массачусетс.

Исследователи обнаружили, что наиболее распространенными видами грибковой флоры являются Leptosphaerulina chartarum , Epicoccum nigrum и Wallemia sebi .

Наиболее распространенные бактерии были из семейств    Staphylococcus,  Streptococcus и Corynebacteria.

Дома с домашними животными и те, которые расположены в пригородных районах, имели более разнообразные виды бактерий, тогда как у тех, у кого сообщалось об утечке воды, было больше грибов.

Между тем ученые из Сеульского национального университета в Корее изучали бактерии, которые обитают в наших холодильниках и туалетах. Они обнаружили, что многие встречающиеся там бактерии также обитают на коже человека, что указывает на то, что мы являемся источником многих микробов в нашей окружающей среде.

«В этом исследовании большинство обнаруженных бактерий, вероятно, не были патогенами или оппортунистическими патогенами, а виды бактерий, принадлежащие к общим патогенам, были обнаружены только в очень малой части сообществ на поверхности холодильников и туалетов», - объясняют авторы.

Итак, наши крошечные соседи по комнате повсюду: от кухонной раковины до наших полов в гостиной и держателей зубной щетки. Ключевым вопросом остается, влияние их на наше здоровье.

Ответ на присутствие рядом микроорганизмов зависит от нашего возраста, состояния нашей иммунной системы и, конечно, от конкретного микроорганизма.

Аллергия и гигиена

Согласно «гипотезе гигиены», которая была первоначально предложена профессором Давидом Страчаном в 1989 году, можно предотвратить «аллергические заболевания» путем заражения в раннем детстве, передаваемых негигиеничным контактом со старшими братьями и сестрами, или приобретенных пренатально от матери».

Домашний пыль
Домашняя пыль содержит разнообразные микробы.

В статье, опубликованной в октябрьском издании Nature Immunology , Profs. Барт Н. Ламбрехт и Хамида Хаммад - из Центра исследований воспаления VIB в Университете Гента в Бельгии - объясняют, что исследования на животных моделях показали - воздействие некоторых вирусов, бактерий и паразитов связано с более низкими показателями аллергии.

Аллергические заболевания развиваются, когда наши тела ошибочно принимают безобидное вещество как угрозу и реагируют с иммунным ответом. Известно, что микробы влияют на этот процесс несколькими способами.

Некоторые бактерии, такие как  Bifidobacterium , Faecalibacterium и Enterobacteria , продуцируют метаболиты, которые способствуют выработке регуляторных Т-клеток. Известно, что эти клетки играют важную роль в защите человека от развития аллергии, но дети, склонные к аллергии, как известно, имеют более низкое количество этих типов бактерий в своем кишечнике.

Микробные компоненты также влияют на другой тип иммунной клетки. Дендритные клетки патрулируют эпителиальные барьеры, а именно кожу, кишечник и легкие, где они обнаруживают входящие аллергены. И если это происходит при отсутствии микробных компонентов, дендритные клетки, как правило, инициируют аллергические реакции. А если микробы присутствуют, такого не происходит.

Итак, где мы можем найти эти полезные микроорганизмы, которые могут защитить нас от развития аллергии?

Микробы, которые могут быть нам полезны.

Один из них, Faecalibacterium prausnitzii , «является противовоспалительным и защитным от болезни Крона» , объясняет он. Члены семейства lactobacillus также были обнаружены в больших количествах в таких домашних хозяйствах, и эти пробиотические бактерии были вовлечены в защиту от аллергии и астмы.

коровье молоко
Употребление непастеризованного коровьего молока связано с меньшим риском развития аллергии.

Воздействие микроорганизмов в сыром молоке и в пыли домов, расположенных на фермах, напрямую связано с более низкими показателями аллергии.

Однако бактерии и грибы - не единственные дружественные микроорганизмы.

Есть также свидетельства того, что крошечные паразитические черви, называемые гельминтами, защищают хозяина от аллергии.

Многие аллергены по структуре сходны с белками гельминтов, поэтому в случаях хронического воздействия гельминтов эти белки конкурируют с аллергенами, что приводит к неаллергическим иммунным реакциям.

Время и тип микроба, воздействию которого подвергается индивидуум, играют решающую роль в развитии аллергических заболеваний.

Не все инфекции полезны. Например, инфекции нижних дыхательных путей у детей в возрасте до 3 лет являются фактором риска развития астмы.

Гигиеническая гипотеза была подвергнута критике. Профессор Ламбрехт говорит, что потеря разнообразия в микробиоме человека означает, что микробы и паразиты, предоставляющие нам защиту от аллергии, больше не выполняют эту функцию.

Хотя микроорганизмы могут играть важную роль в предотвращении развития аллергических заболеваний у маленьких детей, они могут представлять серьезную угрозу для здоровья других людей.

Когда микробы вредны для нашего здоровья?

Для людей, у которых уже развились аллергические состояния, микробы в живой среде отражают плохие новости.

Ранние грибковые инфекции, особенно связанные с дыхательными путями, связаны с усугублением аллергической астмы. Инфекции дыхательных путей с вирусами и бактериями могут иметь сходные эффекты, в то время как грибковые инфекции кожи, как известно, вызывают экзему.

Профессор Печча также  обнаружил, что в домах детей, больных астмой, были обнаружены высокие концентрации грибов, причем выделялись дрожжи класса Volutella.

Холодильник

Наши холодильники - идеальная среда для вредных микроорганизмов.

В дополнение к опасности, которую представляют микробы для тех, кто уже имеет аллергию или астму, пищевые микроорганизмы, связанные с пищевыми продуктами, ежегодно вносят значительный вклад в болезни.

Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) подсчитывают, что каждый год от пищевого отравления умирает 3000 человек . Здесь виновниками являются сальмонелла , некоторые виды E. coli , Listeria и грибы.

В соответствии с 2013 NSF International Бытовая Germ Study, овощное отделение холодильника являлось источником Salmonella , Listeria и грибов, в то время как E.coli , были обнаружены в мясном отсеке холодильника, а также на прокладках блендера , открывашках и ножах для пиццы.

Итак, суть в том, что среди множества микроорганизмов, обитающих в наших домах и жилых помещениях, некоторые из них друзья, а некоторые - враги. Что еще более важно, так это то, как мы реагируем на определенные микробы. И зависит это от нашей индивидуальной иммунной системы.

Означает ли это, что я должен тщательно следить за своим домом? Содержание в чистоте «горячих точек» нашей кухни – таких, как посудомоечная губка, холодильник, кухонная раковина, столешница и кухонная утварь - безусловно, будет защитой членов наших семей от пищевых отравлений.

Мнение специалиста: В будущем мы также можем увидеть эффективные и широкомасштабные превентивные стратегии, основанные на этих новых знаниях, которые могут восстановить утраченные симбиотические отношения между микроорганизмами и людьми, не вызывая заболеваний, не возвращая при этом к негигиеническому образу жизни.

Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные подходы в лабораторной диагностике»