Очень часто маркетологи, особенно начинающие, сталкиваются с вопросом правильности оформления рекламных продуктов, содержащих медицинские товары и услуги. Надо сказать, что многие специалисты закрывают глаза на соответствие рекламы законодательным требованиям, в первую очередь, из-за незнания о содержании самих требований. Такое незнание оборачивается большими финансовыми издержками, связанными с потерей рекламных тиражей, административными штрафами и упущенным временем на запуск несоответствующих законным требованиям рекламных кампаний.
От подобных негативных ситуаций легко защититься: либо знать и контролировать выполнение требований закона при создании рекламных продуктов, либо обратиться в компетентное рекламное агентство.
Все тезисы, приведенные ниже, взяты из Федерального закона РФ № 38-ФЗ «О рекламе».
1. Что важно понимать о нормах 38-ФЗ «О рекламе» ?
- При разработке рекламной кампании необходимо различать понятия «реклама медицинских товаров и услуг» и «источник медицинской информации».
Разница в том, что реклама – это вся информация, размещаемая медицинским учреждением для привлечения клиентов, цель которой продать услугу клиенту. В свою очередь, цель источника информации — это информирование клиента о порядке, составе и сроках оказываемых услуг: чтобы клиент знал, что он покупает и у кого.
Это достаточно тонкая грань, которую стоит анализировать при каждом рекламном сообщении. Наша статья касается только рекламных сообщений.
2. Что запрещено использовать в рекламе медицинских услуг?
1. Реклама медицинских услуг не должна:
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
- создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
- содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
- содержать рекламу искусственного прерывания беременности;
- содержать рекламу органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
- содержать указания на то, что объект рекламирования произведен с использованием тканей эмбриона человека;
- искажать смысл информации с помощью иностранных слов;
- содержать указания на то, что объект рекламирования одобряется органами власти или должностными лицами;
- содержать демонстрации курения и употребления алкоголя;
- создавать впечатления ненужности обращения к врачу при рекламе народной медицины.
2. Реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна:
- сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды; в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, – не менее чем пять секунд, и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Пример предупреждающего сообщения на рекламном баннере:
3. Запрещена реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.
4. Запрещается проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.
Отметим, что требования данных четырех пунктов не относятся к рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и к иной рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Если у вас есть вопросы либо нужна дополнительная информация по данной статье, пожалуйста, свяжитесь с нами!
Афанасьев Владимир
Email afanasiev@omb.ru
Тел. 8 (499) 558-20-15, доб. 3127