Ранняя диагностика рака яичников: мечта или реальность

21 июня 2021

Новое исследование, проведенное исследователями Медицинской школы Университета Миннесоты, предполагает, что образцы мазков Папаниколау и цервикальные мазки могут быть полезным источником опухолеспецифических биомаркеров рака яичников, и группа видит потенциал для разработки теста раннего обнаружения.

По словам Эми Кобец, директора Программы раннего диагностирования  рака яичников (OCEDP) Медицинской школы Университета Миннесоты, хотя раннее диагностирование заболевания  увеличивает шансы на выживание, не хватает чувствительного и специфического инструмента для использования среди населения в целом.

Научная группа  занимается  разработкой клинического теста, способного проверять женщин на наличие ранних маркеров заболевания и обнаруживать его на самых ранних стадиях, когда выживаемость выше, а варианты лечения включают менее токсичную химиотерапию и менее обширное хирургическое вмешательство.

Исследователи планировали точно определить белки, присутствующие в образцах мазков Папаниколау и цервикальных мазках, чтобы определить, существуют ли те же белки в тканях опухоли рака яичников. Они предположили, что белки, выделяемые клетками рака яичников, могут быть обнаружены  протеомным анализом, основывающимся на масс-спектрометрии во время рутинных PAP-тестов, которые обычно используются для выявления рака шейки матки.

В статье, опубликованной в Clinical Proteomics, они показали, что мазок Папаниколау и образцы мазков содержали белки, которые также были обнаружены в опухоли женщины с тяжелым серозным раком яичников. Более 2000 белков были обнаружены во всех трех отобранных типах образцов.

В настоящее время считается, что большинство высокозлокачественных серозных карцином, которые являются наиболее распространенным подтипом рака яичников, возникают из самого дистального конца маточной трубы, ближайшего к яичнику.  Большинство этих опухолей начинаются там, образуют предшественники и в конечном итоге достигают яичника. К сожалению, часто именно здесь они обнаруживаются - на поздней стадии, когда хирургическое лечение уже невозможно.

Главной целью на  протяжении десятилетий было выявление биомаркера для раннего обнаружения рака яичников.  В настоящее время существует два биомаркера, одобренные FDA: CA125 и HE4, но они обычно используются для наблюдения за пациентами, у которых уже известно, что они больны раком.  Ограничение с этими маркерами, особенно с CA125, который существует дольше всех и чаще всего используется, состоит в том, что многие доброкачественные состояния также вызывают его экспрессию.

HE4 добавляет к этому определенную степень специфичности, и поэтому считается, что комбинация этих двух лучше позволяет отличить эти злокачественные образования от доброкачественных образований, которые могут развиваться в полости таза у некоторых женщин, но до сих пор нет одного биомаркера, который был бы действительно чувствительным и достаточно специфичным, чтобы обнаружить рак яичников на ранней стадии.

Идея исследования  заключалась в том, что если  ученые будут искать биомаркеры в крови, которые могут содержать некоторые белки, которые однозначно производятся опухолью, это может сработать.  В данном случае важен принцип отбора тканей.

Если в маточной трубе есть опухоль, возможно, что часть клеток и белков, секретируемых опухолью, попадают через маточную трубу в матку и шейку матки. При проведении мазка Папаниколау для выявления рака шейки матки, некоторые белки в этом препарате могут отражать аномалии в верхних половых путях.
«Если мы сможем приблизиться к месту происхождения, - отметил Ron Drapkin (научно-исследовательский центр в Университете Пенсильвании ) , - возможно, мы сможем найти биомаркеры, которые позволят выявить заболевания».

По словам Драпкина, существует два основных типа проксимальных подходов к тканям для обнаружения биомаркеров раннего обнаружения: геномный и протеомный.

Несколько групп, в том числе одна из Университета Джона Хопкинса (1)  , использовали образцы мазка Папаниколау, чтобы проверить, могут ли они идентифицировать мутации ДНК, представляющие рак яичников.

Сообщалось также об идентификации опухолеспецифических белков. Драпкин указал на исследование (2)  , проведенное одной из его бывших учениц и вовлекающее промывание матки и поиск протеомных изменений, связанных с раком яичников.

Между тем, другие научные группы  разработали метод отбора пробы из самой фаллопиевой трубы, который оказался сложным, ввиду малого диаметра трубы. «Если вы сможете наложить канюлю на  маточную трубу, вы не только сможете посмотреть и увидеть, есть ли там что-нибудь, но также сможете взять образцы клеток или, возможно, даже жидкости», - объяснил Драпкин.  Компания под названием nVision Medical Corporation   разработала устройство для отбора образцов клеток из маточной трубы.

Одна из идей, выдвинутых в недавно опубликованной статье « Клиническая протеомика», заключается в том, что сочетание профилей ДНК опухоли и протеомных профилей может быть более действенным подходом, чем сосредоточение внимания только на одном или другом.  Подобное исследование сможет предложить женщинам возможность проводить наблюдение на периодической основе.

В настоящее время доступны только профилактические операции. Проблема, однако, заключается в том, что у женщины в пременопаузе наступает хирургическая менопауза, которая сопровождается сопутствующими заболеваниями, связанными с сердечно-сосудистыми заболеваниями, остеопорозом и другими физиологическими проявлениями менопаузы в более молодом возрасте, включая бесплодие.

«Мы действительно хотим предложить женщинам лучшие варианты», - отметил R. Drapkin. Если это правда, что эти опухоли происходят из маточной трубы, тогда один из подходов состоит в проведении профилактической операции путем удаления маточной трубы, оставляя при этом яичники, не подвергая женщин хирургическо менопаузе.

В настоящее время существует несколько международных исследований, изучающих     достаточно ли простого извлечения маточной трубы для снижения риска у   женщин.

Таковы потенциальные положительные последствия исследований, которые приближаются к месту происхождения опухоли и когда-нибудь могут позволить наблюдение и раннее обнаружение такими способами, которые были невозможны, когда основное внимание уделялось биомаркерам крови.

Кобец с коллегами из Медицинской школы Университета Миннесоты планируют развивать свою работу, используя метод количественной масс-спектрометрии,  при котором можно обрабатывать 10 образцов (а не один) за раз.

В этом случае можно  увидеть разницу между образцами рака, нормальными образцами и доброкачественными образцами.  Исследователи сократили   2000 белков до целевого списка из 30 для разработки алгоритма, показывающего наиболее важные из них.

Поскольку рак яичников встречается так редко, требуется собрать тысячи образцов, чтобы провести эксперименты с образцами, взятыми у женщин с раком яичников. Чтобы увеличить свои шансы, был  разработан протокол для получения «имитационного» мазка Папаниколау у женщин в клинике гинекологии / онкологии с подозрением на рак яичников.

Теперь, когда они находятся в процессе проверки обнаруженных ими биомаркеров, исследователям понадобятся тысячи Pap-тестов, чтобы определить, сможет ли их панель биомаркеров обнаружить Pap-тесты, полученные от пациенток с раком яичников.

В исследовательских целях собраны мазки из шейки матки одновременно с «имитацией» мазков Папаниколау  более чем от 600 женщин с широким спектром гинекологических заболеваний, включая рак яичников.
После обнаружения белков, которые будут составлять панель маркеров, обнаруженных либо в жидкости Pap-теста, либо в мазках из шейки матки,   возникнет необходимость преобразовать тест в методику, чаще всего используемую в клинических лабораториях, например иммунферментный анализ.

Антикоагулянтная терапия