Клеточный каннибализм – энтоз - может ограничить рост рака

22 августа 2017

Каннибализм клеток в образцах опухолей наблюдался уже более века, но это необычное поведение недостаточно изучено. Новое исследование, проведенное учеными в Институте Бабрахама (Кембридж) раскрывает новый механизм, управляющий клеточным каннибализмом, который представляет удивительную информацию о биологии рака.

Каннибализм клеток, также называемый энтозом, возникает, когда одна клетка окружает, убивает и переваривает другую. Энтоз обычно не происходит между здоровыми клетками, но он распространен в опухолях. Исследование, опубликованное в журнале eLife, показывает, что каннибализм может быть вызван делением клеток. Так как неконтролируемое деление клеток является ключевым признаком рака, это говорит о том, что каннибализм может играть определенную роль в противодействии раку.

Исследование эпителиальных клеток человека курировали ученые из Ракового центра Слоан Кеттеринг (Memorial Sloan Kettering Cancer Centre, USA) и Института Фрэнсиса Крика (Francis Crick Institute in London).

Эпителиальные клетки образуют многие элементы тела и вызывают более чем 80% раковых заболеваний человека. Как правило, эпителиальные клетки остаются прочно прикрепленными к их окружению, когда они делятся. Исследование показывает, что ослабление связей приводят к большему клеточному каннибализму. Это может объяснить, почему препараты, которые ослабляют клеточные связи, являются эффективными противораковыми препаратами.

«Мы решили идентифицировать белки, которые контролируют каннибализм клеток в опухолевых клетках, но, используя микроскопию on-line, чтобы наблюдать этот процесс в действии, мы наткнулись на совершенно неожиданный новый механизм. То, что мы обнаружили при делении клеток, действительно интригует». (Первый автор статьи Джо Дурган)

Обнаружение того, что делящиеся клетки более склонны к каннибализации другими клетками, предполагает, что энтоз может помочь замедлить или предотвратить рак, выделяя раковые клетки, которые будут потребляться и уничтожаться соседними здоровыми клетками.

Полученные данные - огромный толчок к открытиям в клеточной и раковой биологии. И являясь революционным, дает возможность поиска новых методик и принципов для уничтожения рака.

Приволжский форум специалистов лабораторной медицины