Вебинары

Мнение специалистов

Егорова Марина Олеговна, доктор медицинских наук

19.06.2017

Своевременная диагностика рака поджелудочной железы помогает направлять пациентов на хирургическое лечение

Команда научных сотрудников, занимающаяся исследованиями рака поджелудочной железы, установила, что объединение измерения двух белков-биомаркеров, присутствующих в крови, с определением биомаркера CA 19-9, являющегося современным золотым стандартом, дает возможность диагностировать рак поджелудочной железы на достаточно ранней стадии, чтобы спасти пациентов с помощью хирургической операции.
На ранних стадиях протоковая аденокарцинома поджелудочной железы может быть успешно удалена путем хирургического вмешательства, однако приблизительно у 80% пациентов диагностируют либо местнораспространенное заболевание (III стадия) либо метастазы (IV стадия), когда оперативное вмешательство перестает быть эффективным для лечения вариантом. В связи с этим возникает крайняя необходимость в биомаркерах, присутствующих в крови, для ранней диагностики рака поджелудочной железы. Используемые в настоящий момент биомаркеры имеют недостаточно высокую чувствительность и специфичность для обследования населения, и биомаркер CA 19‐9, являющийся золотым стандартом, также не смог продемонстрировать прогностическую ценность, необходимую для раннего обнаружения.
В предыдущей работе исследователи из онкологического центра имени М.Д. Андерсона в Техасском университете определили группу генов, принимающих активное участие в миграции клеток злокачественной опухоли, и затем проанализировали белки, вырабатываемые этими генами. Два белка группы, ингибитор пути тканевого фактора (tissue factor pathway inhibitor, или TFPI) и тенасцин C (TNC-FN III-C) в плазме крови, оказались самыми убедительными кандидатами на роль биомаркеров.
В текущем исследовании научные сотрудники установили, что характерные признаки миграции, TFPI/TNC-FN III-C, добавлены к прогностической силе CA 19‐9, и эта комбинация позволяет обнаружить протоковую аденокарциному поджелудочной железы на ранней стадии, когда она все еще хирургически излечима.

Мнение эксперта:

Только приблизительно 7% пациентов остаются в живых в течение пяти лет после установления диагноза протоковой аденокарциномы. Обнаружение заболевания на более ранних, операбельных стадиях, когда лечение может привести к подъему пятилетней выживаемости, до 30% или больше, в зависимости от стадии.